Керамика показания и противопоказания, преимущества и недостатки

Использование виниров для повышения эстетики улыбки становится все более популярной стоматологической услугой. В качестве материала для изготовления искусственных накладок используются различные материалы – композиты, фарфор, циркониевый диоксид. Отдельное место в данном перечне занимает стоматологическая керамика, позволяющая создавать облицовку для металлической основы и цельные изделия, в том числе полевошпатные виниры.

Отличительной особенностью керамики, используемой в стоматологии, является отсутствие в ее составе каолина, уязвимого к красящим пигментам. Химическая структура материала включает в себя две трети полевого шпата и треть кварца, сочетание которых с добавочными микроэлементами обеспечивает высокую прочность готовых изделий.

Виниры из полевошпатной керамики изготавливаются из порошковой массы, получаемой в результате обжига и моментального охлаждения заготовки, подвергаемой измельчению. Показатель изгибной устойчивости составляет 30-40 мПа, что в сочетании с высокими эстетическими свойствами позволяет использовать состав для протезирования зубов как жевательной, так и фронтальной области.

Показания

Керамика применяется для изготовления эстетичных зубных протезов с металлическим каркасом или без него. С ее помощью можно изготавливать:

  • тонкие виниры толщиной менее 0,6 мм и обычные виниры (только из стеклокерамики);
  • окклюзионные виниры;
  • вкладки и коронки;
  • эндокоронки;
  • корневые штифты (из оксидной керамики);
  • культевые штифтовые вкладки (со штифтом из оксидной керамики);
  • мостовидные протезы с опорой на вкладки (с каркасом из оксидной керамики);
  • трехзвеньевые мостовидные зубные протезы, а также мостовидные протезы большой протяженности;
  • дентальные имплантаты (из оксидной керамики);
  • абатменты;
  • искусственные зубы съемных протезов (из стеклокерамики);
  • десневую часть условно съемных и несъемных протезов (стеклокерамика).

Классификация по назначению

Стоматологическая керамика применяется с различными целями. В зависимости от этого ее делят на каркасную, монолитную и облицовочную. Каркасная – используется для изготовления коронок и мостовидных зубных протезов. Облицовочной – облицовывают металлические (из металлокерамики) или керамические (безметалловая керамика) каркасы. Монолитная – предназначена для выполнения целых зубных протезов.

Требования к этим разновидностям отличаются. Каркасная керамика должна быть очень прочной, облицовочная безметалловая керамическая коронка должна обладать хорошими эстетическими характеристиками и надежным сцеплением. Монолитная керамика, как правило, самая прочная из всех, поэтому требует менее инвазивного препарирования и обеспечивает более длительный срок службы протезов. Для ее изготовления подходит только оксидная и дисиликатлитиевая стеклокерамика, в то время как алюмооксидная нуждается в дополнительной облицовке из-за высокой абразивности.

Противопоказания к применению керамики

  • Низкопрочную керамику нельзя использовать при повышенных окклюзионных нагрузках, в том числе у пациентов с бруксизмом.
  • Запрещено изготавливать мостовидные зубные керамические протезы, если их прочность на изгиб составляет менее 350 МПа.
  • Дисиликатлитиевая керамика не подходит для изготовления мостовидных протезов протяженностью более трех единиц.
  • Материал также не применяют при глубоком поддесневом препарировании, если необходима адгезивная фиксация.
  • Он противопоказан при недостаточной глубине препарирования.
  • Его не используют, если есть необходимость в последующем неразрушающем снятии конструкции, за исключением винтовых.

Показания и противопоказания

Установка виниров на зубной ряд рекомендуется при наличии следующих факторов:

  • Эстетические дефекты фронтальных единиц, характеризующиеся наличием неровностей, трещин и сколов, а также потертостей на поверхности эмали;
  • Выявление гипоплазии – патологии, негативно влияющей на развитие зубной ткани;
  • Проблема «десневой» улыбки, требующая не только реставрации зубов, но и коррекции десенной линии в области контакта;
  • Повышенная восприимчивость к температурным или механическим раздражителям;
  • Необходимость устранения диастем, а также маскировки иных проблем, связанных с формой или внешним видом единиц.

Наиболее распространенным основанием к протезированию выступает желание пациента улучшить эстетику улыбки, сопровождаемое невозможностью использования иных методик отбеливания эмали. В то же время важно учитывать влияние негативных факторов, рассматриваемых в качестве ограничивающих противопоказаний:

  • Наличие в ряду неретинированных единиц;
  • Диагностированный бруксизм;
  • Недостаточная толщина эмалевого покрытия;
  • Запущенный кариес, требующий дополнительного лечения;
  • Повреждение более чем 60% поверхности зуба;
  • Патологии пародонта;
  • Установленные ранее обширные пломбы.

Решение о возможности реставрации при помощи полевошпатных виниров принимается по результатам комплексного обследования, проводимого в клинических условиях.

Преимущества и недостатки керамики в стоматологии

Керамика позволяет изготавливать протезы, которые практически невозможно отличить от настоящих зубов. По этому показателю она выигрывает у амальгамов и сплавов металла, в отличие от которых, также обладает низкой теплопроводностью. С ее помощью можно изготавливать протезы на витальные зубы. Такие конструкции не имеют недостатков металлических зубных протезов, однако цены на безметалловые коронки всегда выше. Кроме того, керамика более хрупкая, чем металл, поэтому требует аккуратного отношения при препарировании и не приемлет острых переходов.

Композитные материалы нисколько не уступают керамике, но у нее есть неоспоримое преимущество. Она более прочная и отличается повышенной биосовместимостью, поскольку не имеет в составе органических компонентов. Керамические материалы имеют рекордную цвето- и износостойкость, а также прочность на изгиб, но они более хрупкие, чем композиты. Поэтому некоторые авторы рекомендуют выбирать для протезов с опорой на имплантаты композитные материалы.

Среди очевидных недостатков керамики – низкая ремонтопригодность, особенно в полости рта.

Эволюция протезирования. Триумф керамики. Часть вторая

Дарья Бендарская журналист Dental Magazine

Идея применять фарфор при изготовлении зубных протезов в дальнейшем получила активное развитие, причем не только в Старом, но и в Новом Свете: для гениальных решений нет географических границ.

Личная мотивация как двигатель прогресса

В Европе главными последователями Пьера Фошара в работе с фарфором стали два его соотечественника — аптекарь Алекси Дюшато и дантист-хирург Николя Дюбуа де Шеман.

Дюшато сам носил протезы из слоновой кости и на собственном опыте убедился, что это непрактично, негигиенично и неэстетично: пористая кость впитывала слюну и остатки жидкой пищи, со временем приобретала грязный цвет и была причиной сильного неприятного запаха изо рта. Так что аптекарь искал замену протезу и после серии опытов с помощью специалистов фарфорового завода в Сен-Жермене сделал свой первый зубной протез из фарфора.

Что касается Дюбуа де Шемана, ему удалось решить проблему усадки фарфора при обжиге. В 1789 году он получил в Англии патент на фарфоровые зубы, материал для которых ему поставляла английская компания Wedgewood. Протезы изготавливались путем спекания полевого шпата, кремнозема и каолина. Правда, поначалу сам дантист называл свои изделия не фарфоровыми, а минеральными. Дело в том, что к фарфору относились как к очень хрупкому материалу, а такая репутация фарфора только повредила бы Дюбуа де Шеману в популяризации его изобретения. Для сравнения, если в 1797 году было продано 3 тыс. комплектов полных съемных протезов, то к 1804 году — уже 12 тыс.

Портрет Дюбуа де Шемана. Источник: wikimedia.org

Полные съемные протезы из золота и фарфора. Источник: flintsauctions.com

В начале XIX века дантист Джузеппе Фонци разработал технологию изготовления протезов из фарфора с металлическими штифтами. Эта технология стала прорывом в протезировании. Конструкция позволяла делать полные съемные протезы для верхней и нижней челюстей. У каждого фарфорового зуба, который укреплялся в протезе из золота с помощью платиновой шпильки, была своя независимая «подвеска». Сами шпильки давали возможность дантисту выполнять тонкую подгонку протезов индивидуально для каждого клиента. И, что немаловажно, палитра оттенков фарфоровых зубов позволяла подобрать наиболее подходящий вариант, чтобы протез смотрелся совершенно естественно. К слову, Джузеппе Фонци во время своего круиза по Европе в 1824—1825 годах сконструировал и установил протезы Александру I. Царской казне они обошлись баснословно дорого. А самодержец стал первым российским императором, который обзавелся зубными протезами.

В конце XIX века cреди частнопрактикующих врачей за рубежом и в России была популярна практика выпиливания вкладов из фарфоровых кусочков и цементирования их в предварительно подготовленных кариозных полостях. В 1870-х уже упомянутый выше дантист Лэнд разработал специальную массу для вкладок, но недостаток ее был в том, что она имела высокую температуру плавления и давала значительную усадку во время обжига. Через несколько лет в Германии, в Дрездене, была cоздана масса Porcelain Enamel, которая долгое время использовалась во всем мире.

По ту сторону океана

Середина — конец XIX века — период в истории стоматологии, когда эксперименты с керамикой продвигались с переменным успехом. Требовались новые изобретения, чтобы это направление получило дальнейшее активное развитие. Дантисты пытались объединить лучшие качества двух материалов — керамики и металла, найти оптимальную технологию и решить задачу, связанную с прочностью и эстетикой керамических протезов на металлическом каркасе.

Протезирование активно развивалось не только в Европе, но и в США. Промышленное производство искусственных зубов из фарфора в стране началось в 1825 году. В 1884 году дантист Броук разработал конструкцию фарфорового мостовидного протеза, в котором платиново-иридиевый сплав был покрыт керамической оболочкой. Хотя сама технология не получила широкого распространения из-за того, что протезы были довольно сложны в изготовлении и не отличались прочностью, в России эта технология использовалась вплоть до начала XX века.

В 1885 году был запатентован способ индивидуального изготовления штифтового искусственного зуба, при котором фарфоровая облицовка спекалась непосредственно на платиновом штифте. Предпосылкой для изготовления коронки с уступом из фарфора, получившей название «жакетная коронка», или «жакет-коронка», стало применение стоматологом Лэндом платиновой фольги при моделировании керамических коронок в 1887 году. Позднее им же была описана методика изготовления фарфоровых коронок с использованием фольги при непосредственном использовании печи для обжига. С некоторыми модификациями эта технология используется и сегодня. У Лэнда было много противников, считавших, что такой хрупкий материал, как керамика, невозможно использовать для создания искусственных зубов. Но его ученики доказали перспективность инновационной методики.

К концу XIX века определились два основных направления использования керамики в протезировании: облицовка металлических каркасов (металлокерамика) и безметалловые керамические конструкции.

Форма для изготовления протезов. Франция, начало XX в. Источник: medicalantiques.jalbum.net

Идеи и технологии

В Европе жакетные коронки получили распространение с 1920-х годов, в качестве каркасного материала в них использовалось золото. В 1920—1930-х годах появились новые керамические стоматологические массы американского, английского и немецкого производства, а также новые печи для обжига, дополненные силитовыми нагревательными элементами. В 1925 году дантист Альберт Ле Гро описал основные этапы применения керамики в протезировании.

В 1937 году на базе Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова была открыта фабрика зубов из фарфора и зубных цементов. Искусственные зубы выпускались 18 разных форм и 9 цветов. В 1947 году был основан Ленинградский союзный завод зубоврачебных материалов. В конце 1950-х годов была создана первая советская фарфоровая масса ФИЛ-1 с температурой плавления и обжига около 900 градусов. Такая температура позволяла использовать для обжига золотую фольгу. Промышленное производство искусственных зубов из керамики в стране шло полным ходом: модернизировалось оборудование, совершенствовалась технология, росли объемы выпуска. Параллельно развивалась промышленность по производству искусственных зубов из пластмассы.

В конце 1940-х годов были достигнуты значительные успехи в совершенствовании технологии изготовления искусственных зубов из керамики. В 1960-х годах начались исследования и эксперименты по созданию керамических масс для одиночных коронок; была существенно улучшена технология работа с керамикой, ее начали обжигать в вакууме. Была также предложена технология усиления керамики с помощью оксида алюминия. В эти же годы в США был получен патент на сплав с низкой температурой плавления на основе золота для изготовления металлического каркаса под фарфоровые коронки и мостовидные протезы.

Таким образом, вторая половина XX века стала эрой металлокерамики в протезировании.

Студенты, будущие стоматологи, за работой в лаборатории протезирования. Университет Отаго. Новая Зеландия. 1949 год. Источник фото: Elaine Donaldson

Зубы из фарфора. Примерно 1925 год.

Алюминиевый манекен для протезирования. 1930-е гг. Источник фото: atlasobscura.com

Была, есть и будет

Несмотря на широкое применение металлокерамических конструкций и акрила, идея использования безметалловых керамических конструкций не теряла своей актуальности для стоматологов. Начиная с 1980-х годов керамику стали применять для изготовления виниров, вкладок/накладок, коронок и мостовидных протезов для передней группы зубов. В 1990-х годах были разработаны более новые и точные технологии по созданию керамических масс и фиксационных цементов. Свою роль в популяризации керамических протезов сыграл и тот факт, что золотые и металлические конструкции стали терять эстетическую привлекательность: сегодня пациенты хотят, чтобы их протезы были не только надежны, но и смотрелись как настоящие. Благодаря новым материалам и техникам современные цельнокерамические протезы отвечают этим требованиям. Но работы по совершенствованию керамики продолжаются: цель — снизить твердость материала в поверхностном слое и его абразивное воздействие на естественные зубы.

Так что керамика остается одним из наиболее востребованных материалов в стоматологии. Подтверждение тому — статистика: потребность в керамических протезах увеличивается каждые 4 года примерно на 50 %.

Переход к первой части…

Безметалловая керамика Empress

Технология изготовления керамических изделий Empress характеризуется прочностью, долговечностью и эстетикой.

Керамика Empress содержит большое количество кристаллов лейцита, что положительно сказывается на ее прочности. Материал, из которого она изготавливается из материала, имеет сходные свойства с эмалью естественных зубов и обладает хорошей цвето- и светопроницаемостью. Это позволяет ортопеду очень точно подобрать цвет, соответствующий цвету окружающих коронку зубов.

Как следует из названия, коронка изготавливается прессованием. На отлитой гипсовой модели, которая является точной копией зубов пациента, техник моделирует коронку, воспроизводит ее из воска, затем размещает в системе для отливки керамики. Специальная керамическая масса разогревается в печи и заливается в форму при высокой температуре и под давлением, при этом воск выжигается. После, почти готовую коронку окрашивают и покрывают дополнительной керамикой (или убирают лишнюю), глазуруют и обжигают. В результате получается индивидуально изготовленная коронка с превосходными эстетическими и функциональными характеристиками.

Преимущества керамики Empress:

  • Полностью биосовместимый материал. Отсутствие аллергии;
  • Естественность. Полная имитация формы и цвета зубов.

Empress является более ранней версии технологии E-max и постепенно лаборатории заменяет одну технологию другой. E-max это дальнейшее развитие технологии Empress.

Технология получения

В качестве заготовок для создания протезов применяют порошок, получаемый из керамомассы по специальной технологии.

Смесь подвергают фриттованию (первичный обжиг). Получаемый продукт носит название «фритта» и является тонкокристаллической дисперсией кварца с наполнителями.

Из-за быстрого охлаждения фритт имеет множество трещин, которые позволяют измельчать его до мелкого порошка. Фриттование способствует также равномерному распределению компонентов по всему материалу.

Керамическая масса, служащая исходным материалом для изготовления протезов в лабораторных и заводских условиях, существует в следующих видах.

  • Порошок, приготовленный из фритта. Используется зубными техниками в лабораторных условиях (смешивается с водой), а также на заводах изготовления протезов. Эта форма исходной керамики носит название кондиционной.
  • Таблетки, спрессованные из порошка. Используются в частности для изготовления коронок литьевым способом.
  • Цельные машинные блоки. Термин «машинные» означает, что эти блоки предназначены для вырезания коронок и вкладок специальным фрезерным оборудованием по технологии CAD/CAM.
  • Инфильтрированная керамика. Состоит из наполнителя в виде порошка и аморфной матрицы из лантанового стекла.

Это интересно: Зачем нужна перебазировка съемного зубного протеза: методы проведения процедуры

В видео представлен процесс литья и прессования керамики.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]