Сроки прорезывания зубов у детей


Причины скрученности зубов

В 1980-х годах был введен термин синдром скученности зубов (CTS) для обозначения аномалии, которая определяет скученность передних зубов, которая препятствует удовлетворительной гигиене полости рта.

ИППП встречается у 70% взрослого населения мира. Аномалия занимает видное место в структуре всех зубочелюстных патологий. Синдром может возникать как при развитии молочных зубов, так и при прорезывании постоянных зубов. В первом случае распространенность составляет 34%, а во втором — 68%.

По мере роста человека степень скученности зубов может увеличиваться, так как происходят изменения в тканях пародонта: связочный аппарат зуба становится менее устойчивым. Согласно исследованиям, чем старше возрастная группа пациентов, тем выше процент людей, нуждающихся в ортодонтических медицинских вмешательствах. Таким образом, можно говорить о закономерности распределения аномалии по возрасту и об отсутствии закономерности распределения по полу.

К основным причинам развития скрученности зубов можно отнести:

  • Быстрая замена временных зубов коренными (до 6-7 лет). Кости челюсти не успевают развиться, поэтому для зубов не хватает места. При этом нет данных о том, почему некоторые дети раньше меняют зубы. Это индивидуальная особенность, вызванная отклонениями в росте и формировании зубов.
  • Вредные детские привычки, такие как сосание пальца или пустышка. В результате увеличивается риск неправильного прикуса и аномального роста зубов.
  • Врожденный неправильный прикус. Изменение размера челюсти (реже формы) отрицательно сказывается на положении коренных зубов, премоляров, клыков и резцов.
  • Расположение и название зубов
  • Неполное развитие альвеолярного отростка и базальной части верхней челюсти.
  • Макродентия, что означает чрезмерное увеличение размера одного или всех зубов.
  • Сужение зубных дуг из-за дисфункции мягких тканей. Дисфункция может быть вызвана гормональными нарушениями, травмами, нарушением обмена веществ, наследственностью и предрасположенностью, неправильным прикусом.
  • Внешний вид третьих моляров — «зубов мудрости». Эта причина характерна для людей зрелого возраста, когда зубы уже сформированы и для «восьмерки» нет места.
  • Дополнительные зубы — наличие лишних зубов .

К врожденным факторам заболеваний относятся: дисфункция закрытия губ, аномалия уздечки языка, младенческое глотание, ротовое дыхание. Длительное ротовое дыхание в детстве приводит к деформации лицевого скелета:

  • сближаются боковые части верхней челюсти, в результате чего верхняя челюсть развивается неправильно;
  • твердое небо становится выше и уже.

В результате верхний зубной ряд становится намного уже. Впоследствии аналогичные изменения происходят и с нижней челюстью. Все это приводит к скрученности.

Если вы обнаружите похожие симптомы, обратитесь к врачу. Не занимайтесь самолечением — это опасно для здоровья!

Сроки прорезывания зубов у детей

Прорезывание зубов является физиологическим и служит косвенным показателем правильного или нарушенного развития ребенка. Как физиологический акт, прорезывание зубов не является болезненным явлением, и вызвать какие-либо заболевания не может. Оно находится в прямой связи с общим состоянием здоровья ребенка — своевременный в определенной последовательности рост зубов свидетельствует о нормальном развитии его организма. Задержка сроков прорезывания зубов может быть следствием рахита, инфекционного заболевания, продолжительного нарушения функции кишечника и изменений в обмене веществ. Более раннее прорезывание зубов — эндокринных нарушений. Расхождение во времени начала прорезывания центральных резцов на 1-2 месяца от условного срока не может рассматриваться как действие какой-либо патологии.

Новорожденный не имеет ни одного зуба, хотя в редких случаях и наблюдается их внутриутробное развитие. В период между 6 и 8 месяцами жизни у ребенка начинают появляться центральные резцы нижней челюсти, а затем верхней. К 8-12 месяцам — боковые резцы сначала на нижней, а затем — на верхней челюстях. К 12-16 месяцу прорезываются первые моляры, к 16-20 месяцу — клыки и к 20-30 месяцу — вторые моляры, которые заканчивают формирование молочного прикуса.

Прорезывание молочных зубов нередко отражается на самочувствии ребенка. У ослабленных детей этот физиологический процесс сопровождается общим недомоганием, плохим сном, беспокойным поведением, плачем, капризом. Иногда повышается температура до 37,50C, изменяется характер испражнений, возможны кратковременные высыпания на теле, покраснение кожи лица. Временно приостанавливается прирост веса ребенка, снижается иммунная защита. Для установления истинной причины недомогания необходима консультация педиатра.

На 7 году жизни происходит смена молочных зубов на постоянные, время прорезывания которых, как правило, совпадает с рассасыванием корней молочных зубов и их выпадением. В отличие от них формирование постоянного прикуса начинается с появления первых моляров нижней челюсти и в норме заканчивается к 15-18 годам. Последовательно прорезываются центральные резцы (8-9 лет), первые премоляры (9-10 лет), клыки (10-11 лет), вторые премоляры (11-12 лет), вторые моляры (12-13 лет). Третьи моляры нижней челюсти, или как их иногда называют зубы «мудрости», вырастают позже, нередко в возрасте после 20-25 лет.

Правильно и вовремя сформированный прикус играет большую роль в нормальном развитии организма ребенка. Нарушение сроков прорезывания зубов (раннее или позднее), очередности, а также отсутствие того или иного зуба требуют привлечения внимания педиатра и стоматолога, так как являются свидетельством патологии не только местного, но часто и общего характера (результат перенесенных матерью заболеваний в период беременности, либо каких-то аномалий в здоровье самого ребенка).

По различным причинам в строении зубов, их расположении и развитии может возникать целый ряд отклонений: отсутствие зачатка того или иного зуба, неправильное положение оси зуба (горизонтальное или косое), отчего он прорезывается вне дуги зубного ряда или остается в толще кости челюсти. Кроме того, неправильное формирование самого зуба — размер, форма, положение, цвет, недостаток эмалевого покрытия и т.д. Подобные изменения должны быть проанализированы специалистом.

Сроки прорезывания зубов, формирования зачатков и корней, созревания эмали

Молочные зубы

ЗубыСроки прорезывания, мес.Сроки формирования корнейНачало рассасывания корнейСроки рассасывания корней
I6 — 8+2 годас 5-го годав теч. 2-х лет
II8 — 12+2 годас 6-го годав теч. 2-х лет
III16 — 20+3 годас 8-го годав теч. 3-х лет
II8 — 12+2 годас 6-го годав теч. 2-х лет
V20 — 30+3 годас 7-го годав теч. 3-х лет

Постоянные зубы

ЗубыСроки прорезыванияСроки формирования корнейОкончательное «созревание эмали»Закладка фолликулов
65 — 6в 10 летв 1 — 3 годана 5-м мес. внутриутробного развития
16 — 8в 10 летв 4 -5 летна 8-м мес. в/у развития
28 — 9в 10 летв 4 -5 летна 8-м мес. в/у развития
49 — 10в 12 летв 5 -6 летв 2 года
310 — 11в 13 летв 6 -7 летна 8-м мес. в/у развития
511 — 12в 12 летв 6 -7 летв 3 года
712 — 13в 15 летв 7 -8 летв 3 года


Для детей грудного возраста количество прорезавшихся зубов – это один из объективных критериев, по которому оценивается состояние здоровья малыша. Сроки прорезывания зубов и очередность их появления могут значительно варьировать. Так, первый зуб может появиться уже в возрасте 1 месяца либо 1 года, но чаще все-таки это происходит на 6-8-м месяце жизни. Для подсчета числа молочных зубов (N) в зависимости от возраста пользуются формулой: N = n-4, где n – число месяцев жизни ребенка. Так, в возрасте 12 месяцев малыш должен иметь 8 зубов.

Признаки физиологического прорезывания зубов

  • Прорезывание зубов в определенные средние сроки
  • Парность прорезывания
  • Прорезывание зубов в определенном порядке

Причины запоздалого прорезывания зубов:

  • рахит и другие нарушения кальциево-фосфорного обмена;
  • снижение активности желез внутренней секреции (гипотиреоз);
  • нарушения переваривания и всасывания питательных веществ;
  • тяжелые нарушения питания;
  • хронические инфекции;
  • наследственные нарушения обмена минералов и заболевания костно-хрящевой ткани;

Затрудненное прорезывание зубов с повышением температуры тела, катаральными явлениями, нарушением пищеварения обусловлено чаще всего инфекционным заболеванием. Поэтому появление у малыша таких симптомов во время прорезывания зубов требует обязательного врачебного осмотра и наблюдения!

Возможные особенности зубов у детей на этапе прорезывания зубов:

  • Расширение промежутков между зубами. Оно может отражать усиленный рост челюстей и в переходный период от молочных зубов к постоянным расценивается как нормальное состояние. Широкая щель между передними резцами на верхней челюсти обычно связана с глубоко расположенной уздечкой верхней челюсти. Тактику наблюдения и лечения широкого просвета между зубами определяет врач-ортодонт.
  • Черноватая окантовка на шейке зуба может быть при употреблении растворимых препаратов железа или хроническом воспалительном процессе (осаждение бактерий группы лептотрихий);
  • Желтовато-коричневое окрашивание зубов чаще связано с употреблением антибиотиков матерью во второй половине беременности или ребенком в период формирования зубов.
  • Желтовато-зеленоватое окрашивание развивается при тяжелых нарушениях обмена билирубина и гемолитических (разрушение эритроцитов) состояниях;
  • Красноватое окрашивание эмали зубов характерно для врожденного нарушения обмена пигмента – порфирина. Это заболевание называется порфирией;
  • Аномалии прикуса возникают из-за неравномерного роста челюстей, из-за длительного сосания сосок;
  • Аномалии расположения зубов возникают по конституциональным причинам (малые размеры челюсти), из-за травм, при врожденном нарушении обмена соединительной ткани, при опухолях альвеолярного отростка челюсти.

Отсутствие зубов до 1 года крайне редко связано с адентией – отсутствием их зачатков. Проверить наличие зубных зачатков можно с помощью специального метода радиовизиографии по назначению детского стоматолога.

Стадии и симптомы заболевания

Предрасположенность к развитию аномалий можно выявить уже в раннем детстве, обратившись к врачу-ортодонту. Во время осмотра специалист обнаружит, что между зубами малыша нет места. Этот знак свидетельствует в пользу того, что с большой долей вероятности в постоянном прикусе не останется места для прорезывания зуба. По мере их появления проблема будет только усугубляться. Своевременное выявление негативных факторов у детей поможет нормализовать ситуацию даже на этапе откуса молока. Однако очень часто специалисты сталкиваются с тем, что даже при врожденных предпосылках пациенты обращаются к специалисту только в тот период, когда постоянный прикус полностью сформирован и имеются клинические признаки.

Аномалия характеризуется разной степенью тяжести, что вызывает клинические симптомы и возможные осложнения. Степень развития патологических признаков также влияет на тактику лечения, а также на прогноз. В зависимости от симптомов скученности зубов различают 3 степени повреждения.

  • Легкая степень аномалии характеризуется минимальными изменениями положения 1-2 зубов в зубном ряду. Для того, чтобы они заняли правильное положение, не хватает всего 2-3 мм. Проблема не распространяется на остальные зубы, они занимают четко обозначенное место;
  • При средней степени аномалии проблема затрагивает только отдельные зубы. Они вращаются вокруг своей оси, смещены относительно зубов и могут наклоняться. Их смещение соответствует 5-6 мм;
  • В случае тяжелой степени аномалии ее проявлений хорошо видны окружающим. Эстетика улыбки нарушается из-за деформации зубного ряда, одни зубы выталкиваются из зубного ряда. Форма арки изменена.

Основным недостатком аномалии является то, что скученность зубов приводит к ухудшению эстетики зубного ряда. Особенно это заметно при тяжелых травмах. Однако это не единственная проблема.

При таком положении зубов шансы на качественную чистку значительно снижаются. Будут созданы предпосылки для образования зубного налета, который повлияет на изменение оттенка эмали, проявится отложениями зубного камня, наличием неприятного запаха изо рта. Отсутствие должной гигиены приведет к развитию других заболеваний зубных рядов, появлению дополнительных симптомов. Также неправильное положение зубов может привести к травмам слизистой оболочки. Симптомы дополнятся такими проявлениями, как кровотечение, воспалительный или эрозивный процесс.

Говорящие зубы

Анастасия Любалина

Администратор стоматологической клиники «Экостом»

Еще в раннем детстве нами осваиваются все речевые шаблоны, в том числе и речедвигательные эталоны каждого конкретного звука. Импульсы из головного мозга поступают к органам речи, в результате мы можем произносить звуки, а значит и говорить. Этот навык у большинства здоровых людей доведен до автоматизма еще в детстве и не утрачивается на протяжении всей жизни.

С возрастом в процессе жизнедеятельности у людей могут произойти различные изменения в строении зубочелюстной системы, например, потеря зубов. Причинами этому могут быть: смена молочного прикуса на постоянный (если растягиваются сроки данного процесса), генетические забо- левания, снижение иммунных процессов, сахарный диабет, травматизация, недостаточная гигиена полости рта в домашних условиях или несвоевременное обращение в стоматологическую клинику, а также несоблюдение мер профилактики и рекомендаций стоматолога и многое другое. Безусловно, данные изменения повлекут за собой характерные вторичные нарушения в эстетике лица, пищеварительного процесса, и, конечно же, речевой деятельности, в частности звукопроизношения.

Несмотря на высокие компенсаторные возможности (как мы знаем, зубочелюстная система способна саморегулироваться в условиях адаптации к изменяющимся внешним условиям), чем больше возраст человека, тем в большей степени страдают уже отточенные навыки. Рассмотрим подробнее механизм нарушений.


При потере зубов органы зубочелюстной системы (в большей степени язык) стремятся «заполнить» собой образовавшееся пустое пространство. В этом случае язык принимает неадекватное для себя положение как в покое, так и в процессе звукообразования. Губы и щеки как бы «проваливаются» в месте отсутствия зубов. В связи с этим нарушаются все речедвигательные уклады, следовательно, нарушается звукопроизношение по типу искажения.

В зависимости от того, в каком сегменте отсутствует зуб или сразу несколько зубов, соответственно нарушается произношение разных групп звуков. Наиболее четко нарушения проявляются при полной адентии, когда в полости рта отсутствуют все зубы. В этом случае нарушенным оказывается произношение всех звуков речи.

Рассмотрим примеры.

В зависимости от локализации утраченных зубов нарушается произношение следующих групп звуков:

1. губно-зубные звуки [В], [Ф] и их мягкие варианты, если нет нижних резцов. В процессе произношения данных звуков участвуют нижняя губа и верхние резцы. Зубы как бы опираются на нижнюю губу, а струя воздуха проходит препятствие в виде «забора» из зубов. В случае отсутствия верхних резцов, воздушная струя не преодолевает преграду, создаваемую органами артикуляции, а значит произношение искажается.

2. Зубные звуки [Д], [Т], [Н], [Л], их мягкие варианты и звук [Ц]. В процессе произношения данных звуков язык как бы отталкивается от задней стенки верхних резцов. При отсутствии передних зубов на верхней челюсти язык «проваливается» в пустое место в зубном ряду, не давая органам артикуляции совершить нужные движения. Произношение звука становится нарушенным.


3. Небно-зубные звуки [Ш], [Щ], [Ж] В процессе произношения данных звуков боковые края языка упираются в заднюю стенку жевательных зубов, а при их отсутствии он занимает пустующее пространство, изменяя речедвигательный уклад произносимого звука, затрудняя его произношение.

Специфичной для людей с неполным зубным рядом является так называемая «шепелявость». Это изменение в произношении связано с неправильным положением органов артикуляции в полости рта, с нарушением алгоритма движения этих органов. В зависимости от конкретных причин, человек может шепелявить по-разному. В некоторых случаях речевой дефект может быть едва заметен, а иногда приводить к выраженному нарушению общения между людьми. Особенно остро этот вопрос стоит перед людьми «речевых профессий» (дикторы, учителя и т.п.). Характерным для пациентов является переход на шепотную речь, ведь это маскирует недостаток произношения.

Самым современным и действенным способом избавиться от недуга является восстановление зубного ряда осредством операции имплантации и протезирования. При установке ортопедических конструкций пациенту возвращают анатомофизиологическую целостность зубочелюстного аппарата. Вследствие этого органы речи вновь возвращаются в нормальное и привычное состояние в покое, а также принимают правильное положение в процессе речеобразования.

Чем раньше пациент обращается с данной проблемой к специалистам соответствующего профиля, тем вероятнее полное восстановление звукопроизносительной стороны речи в короткие сроки.

Мнение специалиста

Виталий Зоткин

Врач — стоматолог-ортопед клиники «Экостом»


Изменения в речи пациентов, связанные с потерей зубов, всегда очевидны и сразу выдают проблему. Опытный специалист может определить локализацию утраченного зуба на слух, вплоть до сегмента и порядкового номера, уже на этапе первичной консультации.

Для многих пациентов, особенно тех, чья профессия связана с речевой коммуникацией, помимо прочих преимуществ протезирования и имплантации, очень важен результативный показатель восстановления правильной речи. Как ни странно, этот пункт — один из самых важных в ортопедической стоматологии. Необходимо понимать, чтобы добиться желаемого результата, нужно максимально точно подобрать методы работы и, конечно, материалы будущей конструкции. На высокоточном оборудовании с помощью компьютерных технологий стоматологи-ортопеды вместе с зубными техниками восстанавливают полную анатомию утраченных зубов с учетом всех индивидуальных особенностей зубочелюстной системы каждого конкретного пациента.

В процессе лечения специалист обязан предупредить пациента о том, что после установки конструкции речевая функция восстановится не сразу. Это связано с тем, что органы полости рта, отвечающие за речеобразование, некоторое время «существовали» в условиях отсутствия зубов и успели привыкнуть к ним. Должен пройти адаптационный период. Привыкание к протезу может быть долгосрочным, возможно потребуется коррекция изделия. Для сокращения адаптационного периода применяются тренировочные упражнения, например, чтение стихов вслух, проговаривание скороговорок, а также артикуляционная гимнастика.

Как правило, во всех случаях после установки ортопедической конструкции произношение нормализуется полностью, что особенно ценно для пациентов.

Почему важно вовремя устранить проблему

Любые ортодонтические нарушения — потенциальные проблемы с зубами в будущем.

Неправильное закрытие приводит к истиранию эмали на режущей кромке зубов (все или только с одной стороны, если прикус асимметричный).

При скученных зубах удалить налет сложнее — это вызывает кариес, а при недостаточном уходе — заболевание десен.

Если в будущем потребуется протезирование, установка имплантата может оказаться невозможной или даже есть ограничения на установку мостовидного протеза. Так что сначала вам нужно будет исправить положение оставшихся зубов.

При выраженной скученности зубов и заметном сужении челюсти добавляются эстетические проблемы: зубы выглядят некрасиво, может возникнуть асимметрия нижней части лица.

Лечение у ортодонта не является эстетической процедурой. Красивая улыбка — это то, что вы получаете в качестве бонуса, главное приобретение — это правильный прикус и сохранение здоровья зубов в будущем.

Зубы мудрости и скрученность

Зубы мудрости — одна из причин скученности. Раньше зубы мудрости были нужны: в 20-30 лет из-за грубой пищи стирались другие коренные зубы, а нарастающие восемь использовали для пережевывания пищи. У современных людей жевательная нагрузка меньше, и челюсть тоже ниже, а восьмерка еще не атрофировалась, поэтому часто нет места для них.

Восьмерка все еще пытается резать, но из-за нехватки места они либо растут под углом, либо сдавливают и сдвигают другие зубы, что в результате вызывает скученность.

Осмотреть зачатки зубов на рентгеновских снимках можно уже в 12 лет. Так вы сможете увидеть, правильно ли они растут или под углом. Если челюсть маленькая, зубы мудрости можно удалить до появления сыпи, чтобы они не вызывали никаких проблем. Но совсем не обязательно удалять их просто так, так как при собственном высыпании они облегчат жевание и могут служить опорой для зубных протезов.

Прорезывание

Выход постоянных зубов из места закладки и развития в ротовую полость, при условии правильного развития ребенка, совпадает с периодом выпадения молочных. Как правило, замена происходит в той же последовательности, что и прорезывание при формировании временного прикуса.

Первые постоянные зубы появляются в период 5-6 лет. Это – первые постоянные моляры, которые не имеют временных предшественников. Они же первыми подвергаются процессу обызвествления твердых тканей после рождения ребенка. После этого появляются премоляры, вторые моляры, центральные и боковые резцы, клыки.

При проблемах с резорбцией временных корней и другими сложностями, препятствующими нормальному прорезыванию, выполняют удаление молочного зуба и оказывают другую стоматологическую помощь. При этом учитывается факт генетической предрасположенности и другие особенности развития ребенка.

Согласно ВОЗ, стандартными сроками развития и прорезывания считаются:

  • Центральные резцы. Минерализуются на 4-5 году жизни. Появляются во рту в 6-8 лет, при этом формирование корня завершается только к 10 годам.
  • Боковые резцы. Прорезаются в возрасте 8-9 лет. Полная минерализация эмали происходит на 4-5 году жизни ребенка, а корневая система продолжает развитие до 10 лет;
  • Клыки. Эмаль минерализуется в 6-7 лет. Выходят на месте временных в 10-11 лет и завершают полное формирование в 13 лет.
  • Первые премоляры. Проходят полную минерализацию в возрасте 5-6 лет и появляются во рту в 9-10 лет. Корневая система этих зубов формируются к 12 годам.
  • Вторые премоляры. Минерализуются к 6-7 годам. Обычно прорезываются в возрасте 11 лет и полностью завершают развитие к 12 годам.
  • Первые моляры. Являются самыми первыми постоянными зубами. Минерализуются в 2-3 года, прорезаются в 5-6 лет и полностью формируются к 10 годам.
  • Вторые моляры. Появляются у детей в 12-13 лет и завершают развитие к 15 годам. При этом их внутричелюстной рост и минерализация проходит в период 7-8 лет.

Последними постоянными зубами, появляющимися в возрасте 18-25 лет, являются третьи моляры. Окончательное их развитие может длиться до 30 лет.

Диагностика скрученности

Диагностика патологии состоит из клинического обследования и дополнительных методов исследования. На первом этапе проводится физикальное обследование: специалист определяет положение зубов, степень смещения, текущий наклон и / или инверсию.

Второй этап — рентгенологические методы исследования: рентгенограммы назначают для выявления причин скученности и определения возможных зачатков лишних зубов. Метод также эффективен для определения текущего местоположения зачатков зуба мудрости и степени их наличия.

Для получения наиболее точных результатов исследуются результаты компьютерной томографии, телерентгенограммы и ортопантомограммы.

Телерадиограмма — панорамная рентгенография черепа во фронтальной или боковой проекции. Исследование позволяет изучить профиль, челюстные и краниометрические размеры (параметры профиля, суставов и соотношения костей черепа), которые необходимы для выбора терапии.

Ортопантомография (круговое панорамное изображение зубов) позволяет получить представление о расположении и количестве зародышей в зубах, оценить свободное пространство для зубов, которые еще не прорезались, и изучить количество коронок, их углы наклона, форма и размер.

Кривая или сагиттальная компенсационная кривая, обязательно измеряется. Это линия, проведенная вдоль режущих кромок передних зубов и щечных бугорков (щелей) жевательных зубов. При синдроме скученности зубов выраженность кривой Шпее увеличивается и превышает 2 мм.

Кроме того, проводятся биометрические методы оценки усадки зубного ряда:

  • Метод Понта оценивает степень сжатия моляров и премоляров. Этот метод позволяет выявить причину скученности зубов, а также выбрать оптимальный метод лечения с учетом индивидуальных особенностей конкретного пациента. Метод Пона заключается в сравнении поперечных размеров коронок моляров конкретного пациента со средним размером.
  • Метод Коркхауса устанавливает взаимосвязь между длиной переднего отдела и шириной резцов. Метод заключается в определении длины переднего отдела верхнечелюстной дуги, которую затем сравнивают с рассчитанной индивидуальной нормой. В результате можно сделать вывод, что зубной ряд удлиняется или укорачивается. Длина измеряется вдоль средней челюсти от точки между центральными резцами до пересечения челюсти с линией, проходящей через точки измерения Pont.
  • Метод Снагина позволяет выявить причины синдрома и выбрать оптимальный метод лечения. Он основан на измерении ширины зубных коронок, дуги по линии премоляра и параметров апикального основания (условная линия, проходящая вдоль верхушки корней верхней и нижней челюсти). Если недостаток свободного места для зубов связан с недоразвитием верхнечелюстных костей, возникает несоответствие между шириной апикального основания и размером мезиодистальных зубов.

Полиодонтия (сверхкомплектные зубы) — симптомы и лечение

Для благополучного прогноза в лечении очень важна качественная и своевременная диагностика больных. Стоматолог-терапевт должен знать основные клинические проявления и принципы диагностики гипердентии. Особенно это важно в работе детского специалиста в периоды проведения диспансеризации и плановой санации полости рта у детей. Это позволяет в раннем возрасте выявить наличие данной аномалии и провести соответствующее лечение в ранние сроки.

Чаще всего «лишние» зубы находятся в переднем отделе верхней челюсти. Вопрос о точном расположении сверхкомплектных зубов очень важен, так как от этого зависит хирургический этап лечения. Чем точнее определено положение различных анатомических образований, тем меньшую операционную травму (повреждение зон роста комплектных зубов, образование больших дефектов кости альвеолярного отростка) повлечёт хирургический этап лечения. Уменьшится объём и время проводимой процедуры, что очень важно, когда речь идёт о лечении детей. Положение причинного зуба можно определить с помощью инструментальных методов обследования:

  • компьютерная томография;
  • ортопантомография;
  • внутриротовая рентгенография ;
  • визиография;
  • магнитно-резонансная томография.

Компьютерная томография позволяет получить поперечное послойное изображение любой области человеческого тела, в том числе черепа. Дентальная (зубная) рентгеновская компьютерная томография позволяет за полторы минуты сделать 4 вида изображений в разных плоскостях. Доза облучения при таком методе обследования меньше, чем дают другие виды КТ. Процедура легко переносится пациентами, не требует специальной подготовки, что удобно в работе с детьми. Кроме того, она является максимально информативной для врача.

Ортопантомография — это метод рентгенологического исследования, при котором можно получить снимок с изображением всех зубов пациента, верхней и нижней челюсти, прилегающих тканей и участков лицевого скелета. Проводится детям с 3-4 лет. Это быстрый, простой, максимально эффективный метод, который помогает выявить заболевания полости рта на ранних стадиях. Он практически не имеет клинических противопоказаний и активно используется стоматологами.

Внутриротовая рентгенография — самый простой, распространённый метод диагностики в терапевтической стоматологии. На снимке видны от одного до 3-4 зубов и прилегающих к ним образований. При рассматриваемой патологии метод недостаточно информативен, но может использоваться при недоступности вышеперечисленных видов диагностики.

Визиография—это система получения рентгеновских снимков без использования плёнки. В данном виде исследования вместо плёнки используется специальный датчик, с которого изображение передаётся на компьютер, после чего обрабатывается и затем сохраняется. Преимущества этой методики:

  • Лучевая нагрузка на пациента ниже в десятки раз по сравнению с самым совершенным плёночным рентгеном, что чрезвычайно важно и для пациента, и для врача-рентгенолога.
  • Масштабируемость и возможность математической обработки снимка (измерение размеров, плотности объектов и т. д.).
  • Доступно хранение полученной информации и создание своей базы данных на каждого пациента.
  • Присутствует возможность моментальной передачи диагностических данных сразу из процедурного кабинета на монитор компьютера лечащего доктора, где бы он ни находился. Это очень удобно при необходимости консультаций врачей разных клиник или из разных городов.

Но, как и при внутриротовой рентгенографии, на снимке получается малоинформативное плоскостное изображение исследуемого участка, ограниченного 1-4 зубами.

Магнитно-резонансная томография —этометод лучевой диагностики, с помощью которого можно получить изображение слоёв тела человека в любой из плоскостей. Метод прост, не оказывает вредного воздействия на организм исследуемого. Противопоказанием для МРТ является наличие в организме пациента металлических инородных тел (зубных протезов, брекетов, хирургических штифтов и др.).

Иногда для определения уровня расположения проблемных зубов используют методику Ю.И. Жигурта (1994). Она заключается в изучении ортопантомограммы челюстей и обозначении на ней четырёх уровней залегания непрорезавшихся резцов и клыков. Однако этот метод несовершенен и не позволяет точно оценить, где находится свехркомплектный зуб. Целесообразнее использовать современные методы диагностики, описанные выше.

Для более точного определения взаимоотношения дополнительного зуба с корнями и зачатками комплектных зубов выполняют контактные внутриротовые рентгенограммы в дооперационном периоде и через 1, 3, 6 и 12 месяцев после операции. По ним определяют степень изменения положения ретенированного зуба, состояние корня комплектного зуба и морфологическую структуру кости альвеолярного отростка в исследуемой зоне [1][7][8].

Методы лечения скрученности зубов

Современные ортодонтические конструкции позволяют успешно лечить скученность. Исходя из особенностей клинической картины патологии может быть показана та или иная процедура коррекции.

Брекеты

Чаще всего такое лечение оправдано, если патология не слишком серьезная. Курс исправления дефекта займет несколько месяцев, при соблюдении всех рекомендаций специалиста эффект от лечения заметен и стойкий. Для каждого пациента время использования систем подбирается индивидуально — это зависит от возрастной группы, качественного состояния тканей пародонта и наличия сопутствующих диагнозов. Различные модели таких конструкций позволяют выровнять челюстной ряд за счет образования овала правильной формы, образованного аркой. Таким образом, аномально разросшиеся органы попадают в нужное место.

Удаление зуба

При недостаточном свободном пространстве в ряду нижней челюсти, особенно в стадии развитого типа скученности, пациенту ничего не остается, кроме как прибегнуть к удалению части органов. Сначала ампутируют крайние боковые зубы, также называемые зубами мудрости. Если клиническая ситуация слишком продвинута, иногда даже такой радикальной меры оказывается недостаточно, и премоляры необходимо удалять. В основном это влияет на нижнюю челюсть, так как она гораздо больше подвержена деформациям и механическим воздействиям, чем верхняя. За счет этого его естественный размер со временем становится немного меньше, и при таком диагнозе это довольно отягчающий фактор, фактор. В зависимости от тяжести заболевания курс лечения может составлять от 2-3 недель до 1,5-2 месяцев. После удаления всех необходимых органов показана установка ортодонтических конструкций. Стоимость процедуры удаления стандартная и зависит от региона, клиники и стоимости обезболивающего.

Расширение

Такое лечение будет эффективным только в том случае, если патология не очень выражена. Осуществляется легким сглаживанием поверхности эмали (принцип механического разделения) или установкой спейсеров (вариант физиологического разделения). Первый случай — это возможность освободить до 0,5 см межзубного промежутка. Следует отметить, что многие специалисты считают сепарацию достаточно достойной альтернативой ампутации отломков челюстного ряда. Процедура проводится быстро, иногда достаточно 2-3 визита к стоматологу.

Устройства-выравниватели используются при начальной и средней степени тяжести аномалий.

  1. Элайнеры.

С помощью элайнеров лечение протекает намного медленнее (в течение 1 года), но эта процедура намного комфортнее для человека. Стоимость конструкций в несколько раз дороже брекетов, но эффективность такого лечения намного выше.

Принцип устранения скученности состоит в том, чтобы прикладывать легкое, но постоянное давление к ряду челюстей. С помощью рефлекса привыкания фрагменты органов переводятся в правильное положение. Происходит психологическое «запоминание» зубов нужного положения, которое складывается в процессе лечения и постепенно корректируется каждой последующей съемной каппой. Они прозрачные и тонкие на вид, их не сложно носить. Курс лечения около года. Их стоимость определяется сложностью коррекции и количеством выполняемых элайнеров.

  1. Расширение зубного ряда с помощью пластин.

Подобные манипуляции разрешены только после тщательного изучения качественного состояния тканей пародонта. Врач фиксирует наличие необходимого для процедуры количества твердой кости. Сама манипуляция проводится несколькими способами, но часто используются тарелки. Эффект достигается за счет систематического давления расширительной пластины на ряд челюстей и постепенного придания ее фрагментам правильного положения. Изделия изготавливаются индивидуально. Наилучший результат в этом случае наблюдается у детей и подростков, у которых кость еще не полностью сформирована и более восприимчива к изменениям положения, чем взрослые. Стандартная конструкция: металлическая пластина, крепежные винты и пружина. Устройства крепятся клипсами. Курс лечения зависит от ситуации. Обычно это период от 6 до 12 месяцев.

Этапы развития зубов

Выделяют четыре условных этапа развития зубов у человека. Деление на такие периоды справедливо, если мы говорим как о молочных, так и о постоянных зубах. ПОДРОБНЕЕ· Первый этап — закладка зубных начатков. Образование зубных начатков молочных зубов происходит у эмбриона на шестой – восьмой неделях внутриутробного развития. Вначале образуется эпителиальная пластинка, затем – эмалевые колпачки.Формирование начатков постоянных зубов происходит на пятом месяце внутриутробного развития плода. Первыми закладываются резцы, затем – малые коренные зубки и клыки.Последними закладываются зачатки больших коренных зубов (на шестом месяце жизни ребенка) и зубов мудрости – «восьмерок» (лишь на четвертом или пятом году жизни ребенка).· Второй этап – дифференцировка. Дифференцировка зубных начатков происходит обычно на двенадцатой (максимум – четырнадцатой) неделе развития плода внутри утробы матери. В этот период формируются клетки – строители поверхностной ткани зуба (эмали) и клетки – строители дентина (слоя зуба, находящегося под эмалью). В медицинской науке такие клетки-строители называются адаманотбласты и одонтобласты соответственно.· Третий этап – гистогенез. Следующий этап развития зубов – гистогенез. Это формирование твердых зубных тканей. Начинается процесс гистогенеза на четвертом месяце внутриутробного развития малыша. Вначале образуется дентин, а затем внешняя и самая прочная ткань зуба и всего человеческого организма – эмаль.· Четвертый этап – развитие корней зубов. Развитие корней как молочных, так и постоянных зубов начинается уже после того, как малыш появился на свет. Обычно развитие зубных корней начинается незадолго до начала прорезывания зуба. Завершается развитие корней зуба формированием корневой верхушки – это происходит через два года после начала прорезывания.

Рекомендации по использованию брекет-систем

Несмотря на то, что брекеты могут исправить даже очень выраженную скученность зубов, для этого потребуется время и повторные посещения специалиста. Кроме того, пациенту необходимо изменить пищевые привычки и уделять больше внимания гигиене полости рта.

  1. Чистите зубы под ортодонтическим изделием. Ортодонты разработали ряд рекомендаций, соблюдение которых сделает использование прибора более комфортным:
  2. Обязательна чистка зубов после каждого приема пищи. Оптимальным решением будет покупка профессиональной зубной щетки, дополнительно к использованию зубной нити и межзубной щетки.
  3. Отказ от семечек и орехов при ношении брекетов. Твердые частицы могут повредить конструкцию, что приведет к необходимости ее замены. С осторожностью следует обращаться с любой твердой пищей: сырыми овощами, фруктами, мясными волокнами. Грызть их не рекомендуется — лучше нарезать небольшими кусочками и тщательно разжевать.
  4. Исключение из меню вязких продуктов (карамель, нуга, жевательная резинка). Они забивают бороздки в погонах и их практически невозможно очистить.
  5. Разумное употребление горячих и холодных напитков. Резкое изменение температуры приводит к тепловому расширению металлических элементов, в результате чего брекеты могут отслоиться от эмали.
  6. Регулярный визит к специалисту и незамедлительный контакт с ним в случае повреждения конструкции.

Кроме того, во время лечения скученности необходимо с осторожностью подходить к употреблению красящих продуктов и напитков. Кофе, крепкий чай, газировка способны окрасить прозрачные элементы брекет-системы и сделать ее более заметной.

После фиксации прибора в течение первых двух недель пациент может испытывать дискомфорт и боль в области челюсти. Такие проявления естественны и не должны вызывать беспокойства. Со временем неприятные ощущения исчезают, и бандаж становится привычным.

Современные конструкции изготавливаются из самых деликатных материалов, но при установке могут возникнуть травмы мягких тканей. Чтобы не повредить десну, необходимо использовать пластичный воск, вовремя предоставленный специалистом. Если слизистая оболочка все еще красная и опухшая, рекомендуется использовать противовоспалительные препараты до полного заживления раны.

Прогноз. Профилактика

При лечении синдрома скученности зубов прогноз в большинстве случаев благоприятный. Благодаря использованию современных терапевтических методов можно восстановить эстетический вид и функциональность челюстно-лицевого аппарата. Прогноз при реставрации десен и челюстно-лицевой области напрямую зависит от степени развития скученности и своевременности обращения к специалисту.

В зависимости от степени развития патологии пациента продолжительность полноценного лечения составляет от 1,5 до 3 лет.

При отсутствии лечения появляется зубной налет и зубной камень, возможно развитие гингивита, кариеса и различных заболеваний пародонта. Это приводит к преждевременной потере зубов.

Лучший метод профилактики — систематический визит к стоматологу. Врач на приеме поможет своевременно выявить негативные факторы, предрасположенность к аномалиям и принять меры по снижению негативных последствий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]