Очень большой или очень толстый язык у ребенка называется макроглоссией. Эта патология обусловлена структурными нарушениями на поверхности или внутри органа. Чаще всего такая патология появляется у детей. Диагноз макроглоссия ставится доктором тогда, когда полностью увеличенный язык у ребенка либо опухают его отдельные участки. Это заболевание бывает врожденным или приобретенным.
На что влияет положение языка?
Язык принимает участие во многих важных процессах:
- определяет вкус и температуру пищи;
- помогает в перемешивании пищи и слюны, запуская процесс пищеварения;
- обеспечивает глотание;
- участвует в формировании речи.
А еще, совершая несколько тысяч движений в сутки (только глотательных движений около 2000), язык участвует в формировании свода нёба и прикуса.
Соотношение челюстей в прикусе имеет тесную взаимосвязь с позицией головы относительно тела и осанки в целом.
Прикус — это взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей во время их плотного смыкания. В зависимости от возраста прикус может быть молочным, сменным и постоянным. Классификации прикуса не тема этой статьи, поэтому остановлюсь только на описании физиологического прикуса, который характеризуется следующими признаками:
- не нарушает процесс приема пищи;
- не искажает речь;
- не портит внешние характеристики лица.
При полном смыкании зубов физиологический прикус отвечает следующим показателям:
- верхний зубной ряд закрывает собой треть нижнего зубного ряда;
- все противопоставленные жевательные зубы верхней и нижней челюстей хорошо смыкаются друг с другом;
- условная центральная линия, проведенная по лицу вертикально, делит челюсти на одинаковые половины.
Заранее прошу прощения у врачей-ортодонтов, за такое упрощенное описание физиологического прикуса и может быть еще какие-то неточности. Надеюсь, смысл статьи от этого не пострадал.
Для правильного роста зубов в полости рта должно образоваться так называемое миодинамическое равновесие, то есть давление языка изнутри на зубной ряд верхней челюсти должно соответствовать давлению мышц губ и щёк снаружи.
В норме, кончик языка в нейтральном положении, располагается за верхними резцами, не касаясь их. Там, где язык находится, когда мы произносим звук «Н», в так называемой «точке покоя». Во время каждого глотательного движения, спинка языка прижимается к небу, стимулируя рост верхней челюсти в ширину, улучшая кровоснабжение носо-и ротоглотки и повышая таким образом местный иммунитет. Правильное положение языка в покое и при глотании возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт. При носовом дыхании , весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через носовые раковины, также стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица.
Теперь остановлюсь немного на сменном прикусе и проблемах формирования физиологического прикуса, которые становятся очевидными именно во время смены зубов. Обычно это возраст начиная с 4-5 лет до 12-14 лет. Во время сменного прикуса происходит наиболее интенсивный рост челюстных костей, поэтому коррекция прикуса так же наиболее эффективна именно в это время.
У детей , которые дышат через рот , формируется так называемый «аденоидный» тип лица, лицо при этом становится узким и длинным — вытянутым. Узкие челюсти обусловливают недостаток места для постоянных зубов, то есть их скученность. Готическое небо и недостаток места для спинки языка создаёт проблемы со звукопроизношением.
Дети с неправильным прикусом часто дышат ртом, даже если носовые пути проходимы. У них формируется привычное ротовое дыхание и они начинают чаще болеть простудными заболеваниями. Доказано , что при ротовом дыхании снижается оксигенация крови, а также передача кислорода тканям. Больше других органов от гипоксии страдает мозг. Дети становятся раздражительными не усидчивыми,не внимательными.
Язык у таких детей находится в среднем (межзубном) или низком положении – между небом и нижней челюстью. При глотании он упирается не в свод неба, а в зубы. Язык мощнейший мышечный орган и при его давлении, зубы отклоняются от нормального положения.
Очень часто это сочетается со слабостью круговой мышцы рта, которая в норме должна обеспечивать баланс давления на зубы снаружи.
В норме, глотание должно быть видно только по движению щитовидного хряща, лицо не должно напрягаться. При неправильном же положении языка и слабости круговой мышцы рта, ребёнку приходится задействовать дополнительные мышцы, чтобы держать при глотании рот закрытым. Он начинает помогать себе при глотании уголками губ, мимическими мышцами лица, движением шеи, плечами, иногда даже животом.
Язык, при среднем или нижнем положении, перекрывает дыхательные пути и, чтобы хоть как-то приоткрыть их, ребенок вынужденно выдвигает голову вперед и приподнимает подбородок. Такое неестественное положение головы и шеи изменяет и верхнюю часть грудной клетки. Ортопеды, видя такую картину, говорят о нарушении осанки.
Итак, изменение положения языка ведет к изменению положения головы, искажению анатомически правильного расположения относительно друг друга шейных позвонков, подъязычной кости, хрящей гортани и мягких тканей шеи, трахеи и пищевода, сосудов, питающих мозг, и нервных стволов, обеспечивающих работу всех внутренних органов.
Таким образом, крайне важным во время сменного прикуса становится формирование носового дыхания и создание условий для анатомически правильного положения и функционирования языка, потому что это будет способствовать как нормальному развитию зубо-челюстной системы , так и всего организма ребёнка.
- нормальное жевание, облегчает работу всего желудочно-кишечного тракта;
- нормальное глотание формирует правильный прикус и гармоничные черты лица;
- носовое дыхание снижает риск возникновения простудных заболеваний (воздух очищается, согревается, лимфоидная ткань не подвергается дополнительной нагрузке и не гипертрофируется);
- улучшает функцию ЦНС , за счет достаточного получения кислорода;
- улучшается коммуникативная функция за счет четкой и понятной речи;
- за счет правильной осанки развивается чувство равновесия, ловкость, скоординированность.
Правильный прикус и анатомическое положение языка — залог здоровья и благополучия вашего ребенка.
Кратко хочу перечислить факторы, которые могут приводить к неправильному положению и функционированию языка:
- Внутриутробные факторы (многоплодная беременность, аномалии строения матки, повышенный тонус матки во время беременности, генетическая обусловленность и т.д.);
- Травматичные роды;
- Недоношенность;
- Искусственная вентиляция легких на первом году жизни;
- Искусственное вскармливание;
- Несвоевременное введение прикорма;
- Отсутствие в рационе ребёнка твёрдой пищи;
- Вредные привычки: сосание пальца, языка, щеки, различных предметов, длительное сосание пустышки (более 1,5 лет);
- Преждевременная потеря молочных зубов;
- Частые заболевания ЛОР-органов, увеличенные аденоиды.
Как определить наличие макроглоссита
Врачи разделяют макроглоссита на два вида: ложный, истинный. Ложный связан с аномальным развитием челюсти. Узкая, впавшая челюсть не свидетельствует о настоящем макроглоссите, и является результатом аномального развития костной ткани.
Синдром Беквита-Видеманна — аномально большой язык
При истинном макроглоссите язык великоватый, его размеры превышают норму в 1,5–3 раза.
А также наблюдаются другие признаки:
- рот не закрывается, мышечный орган высунут наружу;
- повышенное слюноотделение, капают слюни;
- кожа в области рта, подбородка раздражена;
- на языке видны отметины от зубов;
- толстый язык покрыт эрозиями, язвами вместе с внутренней поверхностью щек;
- неправильный прикус;
- затрудненное дыхание;
- трудно жевать и глотать пищу;
- из-за очень большого языка больному сложно говорить, трудно понимать его речь.
Известный случай макроглоссии — язык у женщины рос всю жизнь
На что следует обратить внимание родителям и насторожиться
- Дыхание ртом, если у ребёнка нет насморка.
- Отсутствие промежутков между зубами к 4-5 годам.
Молочные зубы маленькие и для них обычно всегда хватает места, даже если челюсть не развилась достаточно. По мере взросления и подготовки ребенка к сменному прикусу между молочными зубами должны появляться так называемые тремы- небольшие, но отчетливые расстояния. Когда молочные зубы выпадут, прорежутся постоянные, которые значительно шире молочных, и им должно хватить места для нормального роста и формирования ровного красивого зубного ряда.
- Понаблюдать за глотанием слюны у ребенка, в норме глотание происходит незаметно, без напряжения мимических мышц.
Обычно детский стоматолог на приеме обращает внимание родителей на начинающиеся проблемы формирования правильного прикуса и направляет таких детей к ортодонту.
Если же этого не происходит, обязательно надо показать ребёнка в возрасте 4-5 лет детскому ортодонту, желательно, учитывающим в работе функциональный подход.
Негативные последствия
Неграмотные действия родителей при измененном темечке у ребенка могут привести к очень серьезным последствиям вплоть до летального исхода. Поэтому надо рассматривать это отклонение в совокупности с другими клиническими проявлениями. Не менее важно и то, чтобы ребенку была своевременно оказана квалифицированная медицинская помощь. Особенно опасно для ребенка, если выпирающий родничок сигнализирует о поражении мозга инфекцией. Дальние последствия таких патологий могут привести к следующим патологиям:
- эпилепсии;
- психическим расстройствам;
- задержке развития (интеллектуального и физического).
Поэтому родителям следует регулярно наблюдать за состоянием родничка. Лучше всего это делать во время дневного сна, когда малыш находится в горизонтальном положении.
Как исправить нарушения прикуса и положения языка.
Обязательно должен быть комплексный подход. Современная ортодонтия предлагает различные способы выравнивания зубов. Но как мы уже убедились, выравнивать зубы неэффективно без устранения приводящих к этим изменениям причин.
Поэтому решение проблемы нарушенного прикуса должно быть направлено на весь комплекс патологических изменений: восстановление анатомически правильного положения языка, выработку правильного стереотипа глотания, жевания, положения головы, осанки.
Остеопатическое лечение предлагает именно такой подход: восстановление или формирование правильного соотношения анатомических структур
- Коррекция ослабленных или избыточно напряженных мышц лица, шеи, дна рта и непосредственно языка, это приведет к восстановлению правильного положения языка в полости рта и равномерному участию в процессах жевания и глотания соответствующих мышечных цепочек.
- Воздействие на костные структуры формирующие полости носа и рта приводит к восстановлению физиологических объемов этих полостей и способствует улучшению носового дыхания, жевания, глотания и речи.
- Двигательная иннервация языка, глотание и жевание обеспечивается подъязычным нервом, который выходит из полости черепа через канал подъязычного нерва, где в некоторых случаях возможно его сдавление. До определенного возраста в этой зоне сохраняется подвижность и методами остеопатии возможно восстановить физиологическое соответствие этих анатомических структур.
Профилактические мероприятия
Чтобы сохранить стабильное состояние большого родничка, необходимо:
- регулярно гулять с ребенком на свежем воздухе:
- наладить питьевой режим;
- одевать малыша по сезону;
- следить, чтобы в помещении был комфортный микроклимат.
Популярные народные методы лечения в отношении грудного ребенка не допускаются. При появлении тревожной симптоматики родители, проживающие в Калининграде, могут сразу позвонить в частную клинику «Эдкарик», чтобы записаться на прием к детскому невропатологу. Также можно на официальном сайте заполнить онлайн-заявку, выбрав удобное для посещения врача время.