Как отличить правильное и эффективное кормление грудью от неправильного и неэффективного?

Если малыш грызет или сосет собственный язык, это повод маме задуматься – все ли она делает правильно. Но чаще всего, в таком поведении нет ничего опасного.

Источник: Shutterstock

Сосать язык может совсем маленький ребенок, и это не выходит за рамки физиологической нормы и, как правило, со временем проходит. Но если сосет язык ребенок постарше, 3-4 летний, и происходит это регулярно либо достаточно часто, взрослым стоит задуматься, все ли с ним в порядке.

Правильное эффективное сосание груди

Хорошее приложение к груди и ее эффективное сосание малышом наблюдается при следующих признаках:

  • Большая часть ареолы, включая сосок, находятся во рту малыша.
  • Грудь втянута в рот, образуя длинный «сосок», но сам сосок занимает около трети пространства во рту. Ареола почти не видна.
  • Ребенок сосет грудь, а не сосок. Его рот широко открыт, подбородок прижат к груди матери, а губы вывернуты наружу, голова слегка запрокинута.
  • Язык ребенка направлен вперед к нижней десне, сложен с краев, чтобы образовать ложе для соска. Когда ребенок сосет, волна проходит вдоль языка спереди назад, прижимая сосок и часть груди к жесткому небу, чтобы выжимать молоко из груди в рот для проглатывания.
  • Собственно всасывание младенец использует главным образом для того чтобы втянуть ткани груди в рот и удерживать их там.
  • Когда ребенок хорошо приложен и правильно присосался к груди, его ротик и язык не трут и не травмируют кожу соска и ареолы.
  • Младенцу удобно, а процесс кормления приятен для матери. Она не чувствует боли.

Если ребенок хорошо приложен к груди, то и сосать молоко он сможет эффективно. На это будут указывать следующие признаки: младенец делает медленные видимые сосательные движения. Глотания слышны примерно раз в секунду. Иногда малыш делает паузу на несколько секунд, позволяя молоку заполнить ротик. Когда ребенок начнет сосать снова он может это делать сначала несколько быстрее, стимулируя подачу молока, и после этого переходя на медленные глубокие сосательные движения. Щеки ребенка оставаться округлым в процессе кормления. К концу кормления сосание обычно замедляется, движения становятся реже и сопровождаются более длительными паузами. Важно чтобы ребенок продолжал сосать, так как в это время поступает богатое жирами «заднее» молоко. Когда ребенок насыщается, он сам спонтанно освобождает грудь. Сосок в это время может выглядеть растянутым, но он принимает исходную форму за несколько секунд.

Вредна ли привычка сосать пальцы?

Педиатр Евгений Комаровский убеждён, что сосание пальца – не детская, а материнская проблема. Именно родители беспокоятся по этому поводу, особенно если слышат негативные комментарии окружающих.

Чаще всего эта привычка исчезает самостоятельно, если, конечно, она не закрепляется из-за неверных действий мамы или папы. Однако стереотипное поведение может привести и к ряду негативных последствий:

  1. При сосании пальчиков возможно попадание в пищеварительный тракт различных вредных микроорганизмов и личинок глистов. Конечно, подобное не случается в 2 месяца или чуть позже, когда ребёнок всё время проводит в кроватке. Но с наступлением активного периода малыш начинает исследовать окружающий мир, попутно толкая не всегда чистые пальцы в рот.
  2. По мнению многих ортодонтов, подобная детская слабость чревата формированием неправильного прикуса (передние верхние зубки выступают вперёд) и даже проблемами со становлением речевых навыков. Такое возможно, если сосание пальцев будет продолжаться и после пятилетнего возраста, когда начнут выпадать молочные зубы.
  3. Если привычка перешла в старший дошкольный и даже начальный школьный возраст, то ребёнку придётся несладко из-за насмешек сверстников. А это уже чревато серьёзными психологическими проблемами и сложностями с адаптацией.
  4. Страдают от сосания и пальцы. Воздействие зубов, давление десён, постоянный контакт со слюной приводит к появлению трещинок, мозолей, ссадин и деформации ногтей. Через повреждённые кожные покровы в кровь могут попадать патогенные бактерии, в результате чего начинается инфицирование тканей и их воспаление.

Таким образом, укоренившаяся привычка посасывать пальцы потенциально вредна для ребёнка: как с гигиенической, так и с психологической точек зрения.

Как же отучить малыша от этого малополезного пристрастия? Выбор способа будет зависеть от причины, по которой кроха тянется к пальчикам, его возраста и личностных особенностей.

Неправильное и неэффективное сосание груди ребенком

Признаки того, что ребенок неправильно приложен к груди и сосет ее неправильно:

  • Во рту младенца находится лишь сосок, а не ткани груди. Ареола в этом случае хорошо видна, а ротик ребенка открыт не широко. Губы завернуты внутрь или вытянуты трубочкой.
  • Язык ребенка не вытянут и не может достать до груди, чтобы выжимать из нее молоко.
  • Процесс кормления неудобен или тягостен для матери, вызывает боль в сосках и их повреждение (трещины).

Ребенок, который плохо приложен к груди, скорее всего, и сосать будет неэффективно. Он может сосать быстро, но при этом будет очень редко глотать, а щеки его будут втягиваться внутрь. Когда ребенок перестает сосать и освобождает грудь, сосок может длительное время оставаться расплющенным или иметь следы сдавливания.

Когда ребенок неэффективно сосет, то и молоко плохо поступает в сосок. В результате из-за нарушенного оттока молока могут возникать закупорки молочных протоков и маститы. Если ребенок потребляет недостаточно молока, это приведет к плохому набору веса. Также в таких случаях ребенок может оказываться от груди. Либо наоборот, ребенок будет сосать слишком долго и хотеть есть слишком часто, что приведет к рефлекторной стимуляции выработке излишнего количества молока.

Причинами неэффективного прикладывания и сосания груди могут служить:

  • Использование бутылочки для кормления и сосок, которые изменяют моторные стереотипы сосания у ребенка на неправильные: ребенок начинает сосать не грудь, а сосок – также как и соску.
  • Функциональные трудности, такие как плоские и втянутые соски, или очень маленький или слабый младенец.

Однако наиболее важными причинами являются неопытность матери и отсутствие квалифицированной помощи со стороны медицинских работников, которые ее посещают. Многим матерям нужно квалифицированная помощь консультанта по грудному вскармливанию в первые дни кормления для того, чтобы ребенок хорошо прикладывался и сосал грудь.

Как отучить от сосания языка грудничка

Если у родителей возникла такая проблема и им нужно срочно отучить малыша сосать свой язычок, то в таком случае можно попробовать предложить крохе соску или же специальный прорезыватель для зубов.


Что категорически запрещается делать, так это ругать маленьких детей или же бить их по рукам. В противном случае можно только усугубить сложившуюся ситуацию.

От агрессивного воздействия со стороны взрослых кроха будет еще больше переживать, а его потребность в сосании или жевании чего-либо только увеличится.

Также, если наблюдается такая проблема, родителям стоит задуматься, достаточно ли времени они проводят с крохой, хватает ли ему родительской ласки и внимания. Полезно будет чаще читать книги, разговаривать с ним, прикасаться к нему и целовать.

Вызов специалиста по грудному вскармливанию на дом

В детских медицинских центрах группы мы знаем, что самым удобным местом для консультаций по грудному вскармливанию является свой собственный уютный дом:

  • Специалист приедет к Вам в удобное время. Вам не придется ехать в клинику и ждать в очереди. Также консультации могут проводиться прямо в роддоме (при допустимости посещений) или в медицинском центре.
  • Привычная домашняя обстановка облегчает проведение консультации и для мамы и для ребенка.
  • В домашних условиях консультант сможет уделить больше времени и ребенку, и родителям.
  • Консультант всегда находится на расстоянии телефонного звонка: днем и ночью (ночью можно позвонить в контактный центр или написать консультанту, консультант ответит при первой же возможности), в будни и в выходные.
  • Поддержка специалиста – это не разовые консультации, а сопровождение: консультант вновь навестит маму и малыша при необходимости через 2-4 недели, чтобы проверить, как проходит кормление и идет набор веса у малыша.

Кроме вызова на дом специалиста по грудному вскармливанию, на дом можно вызвать врачей основных специальностей: педиатра, хирурга, аллерголога, уролога, пульмонолога, гематолога, дерматолога, окулиста, ЛОР-врача, ортопеда, гастроэнтеролога и остеопата. Также на дому можно осуществить забор анализов, проведение физиопроцедур и массажа. На дому могут проконсультировать и провести мастер-класс консультанты по грудничковому плаванию.

Узнайте о спецпредложении «Комплексный осмотр на дому»: удобство данной программы заключается в том, что вы можете выбрать из списка детских врачей именно тех специалистов, которые нужны вашему ребенку и индивидуальный набор медицинских услуг со скидкой 20%!

Признаки

Во время этого процесса на лице ребенка напрягаются мимические мышцы вокруг рта и плотно сжимаются губы, образуя глубокие складки. Можно наблюдать, как нижняя губа втягивается между зубными рядами и соприкасается с языком. После пробуждения родители нередко обнаруживают, что нижняя часть лица ребенка и его подушка намокли от слюны. При осмотре ротовой полости таких детей видно, что у них гладкий кончик языка, без шероховатости и выраженных сосочков, с небольшими кровоизлияниями. Систематическое нахождение языка в неправильном положении становится причиной смещения зубов и развития открытого прикуса.

Преимущества вызова на дом специалистов ГК «Вирилис»

  • Выезд в любой район города и области без ограничений.
  • Для получения медицинской помощи не требуется страховой полис, регистрация или гражданство.
  • Оказание помощи детям любого возраста.
  • Опыт ответственного лечения детей в Санкт Петербурге с 1991 г.
  • 6 собственных детских медицинских центров с 650 специалистами 49 специальностей.
  • Возможность проведения диагностики и продолжения лечения в наших клиниках.
  • Координация с другими врачами клиник ГК «ВИРИЛИС»: мы – единая команда, а не отдельные врачи из «мобильной» клиники.
  • Круглосуточный контактный центр.
  • Выдача официальных медицинских справок и документов.
  • Возможность покупки пакета комплексной медицинской программы для ребенка, в том числе пакеты «Экстренная помощь» и «Комплексный осмотр на дому».
  • Специальные медицинские программы для новорожденных и грудничков.

Сигналы задержки развития речи у ребенка

Один из главных показателей психического благополучия ребенка – своевременное, соответствующее возрастным нормам развитие речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и главный инструмент мышления, пропуск в мир познания и становления ребенка как личности.

В двух словах о причинах

Причины затруднений в овладении речью могут быть разными. Например, снижение слуха, повреждения головного мозга на ранних этапах (родовые травмы, недоношенность, инфекции и пр.), генетические предпосылки могут привести к задержке, несмотря на образцовое общение родителей с детьми.

Но есть и другие, крайние примеры, которые каждый из нас видел: расстроенный ребенок плачет, капризный или утомленный кричит – родитель «затыкает» его соской и дает в руки гаджет, наслаждаясь воцарившейся тишиной и покоем. Социально-педагогическая запущенность может выглядеть и по-другому, но суть остается прежней: ребенок испытывает коммуникативный голод, не получает качественной и достаточной стимуляции речевых зон мозга. Рассчитывать в таких случаях на своевременное развитие речи как минимум не логично.

На что обратить внимание

Выяснением причин займется специалист (педиатр, невролог, детский нейропсихолог, детский психиатр), когда вы к нему обратитесь: даст рекомендации семье, направит к специалистам смежного профиля, если требуется. Но своевременное обращение, то есть распознание проблемы, иногда определяется ответственностью и осведомленностью родителей.

  1. Ребёнок не замирает, не сосредотачивается на вас, когда вы с ним говорите

На первом месяце жизни малыш, развивающийся нормально, начинает реагировать на голос другого человека: притихает, как бы прислушивается. На третьем месяце жизни ребёнок фиксирует на говорящем взгляд, выражает ответные эмоциональные реакции (улыбка, оживление).

2. Монотонное гуление

К третьему-четвёртому месяцу жизни ребёнок начинает гулить, чередовать нараспев гласные звуки (в основном «а», «у, «э») с призвуками, похожими на мягкое «г» или «х» (классическое «агу-агху»). Часто такими певучими слогами ребёнок откликается на речь, обращенную к нему. Если ребенок на пятом-шестом месяце гулит стереотипно, не меняя интонацию, не прислушиваясь к собственному голосу, то это может свидетельствовать о нарушении слуха. Если гуление очень скудное или отсутствует полностью, это может быть признаком тяжелой патологии. И в том и в другом случае необходимо обратиться к специалисту (детскому неврологу, педиатру).

3. Отсутствие лепета. Однообразно интонированный лепет

К восьмому-десятому месяцу гуление сменяется лепетом – повторяющимся слогам, состоящих из гласных и согласных звуков. Сперва этот репертуар прост: «мамамама», «дядядядя», но по мере развития ребёнка он усложняется, слоги становятся разнообразнее, появляется ри, «мя-ля-ня» и т.д. Заставить родителей насторожиться должен однообразный, не развивающийся, не усложняющийся лепет, а также отсутствие к году — году с небольшим у ребёнка лепетных слов («мама», «баба», «папа», «ам», «дай», «бах»).

4. Бедный словарный запас, отсутствие попыток произносить «взрослые слова»

Примерно к 1 году и 8-9 месяцам ребёнок осваивает слова с неповторяющимися слогами («кися», «тётя»), а также демонстрирует попытки произносить слова из трёх слогов («офка» — «коровка», «синя»-«машина»). Активный словарь (т.е. слова, которые ребенок способен произносить сам) насчитывает 20 — 40 слов. Если ребенок в этом возрасте предпочитает использовать свой старый словарь, имеет смысл присмотреться повнимательнее к развитию его речи, постараться богаче наполнять его речевую среду (больше разговаривать, читать книжки, проводить совместные игры).

5. Отсутствие простых предложений в речи к двум годам

В два года активный словарь разрастается до 50-200 слов. Ребёнок начинает употреблять простейшие предложения, услышанные от взрослых («Идём гулять», «Пора спать»), а также пытается конструировать предложения самостоятельно («Кися иди», «Баба, дай!»). Если малыш не делает таких попыток, стоит задуматься, достаточно ли сделано для развития его речи.

6. Неумение классифицировать предметы к трём-четырём годам

В этом возрасте активный словарь насчитывает от 1000 до 2000 слов. Ребенок уже понимает, что словом «кошка» обозначается не только его кошка, но и все кошки вообще, «мама» — не только его, но все мамы. Дети учатся распределять предметы по категориям: знают, к примеру, что тарелка, вилка, чашка – это посуда, а собака, заяц, корова – животные. Если к четырехлетнему возрасту для ребёнка это понимание ещё недоступно, стоит встревожиться, возможно, малыш отстаёт в развитии или имеет проблемы с памятью.

7.Бедная речь, отсутствие развернутой речи к пяти годам

В пять лет ребёнок способен как к диалоговой (ответы на вопросы), так и к монологической речи. Он использует времена глаголов, местоимения, предлоги, приставки и суффиксы («Приехал — уехал», «стул — стульчик»). Для всего этого необходимо, чтобы у малыша было достаточное развитое представление о пространстве, времени. Если ребенок избегает таких сложных слов, обходится одними существительными или глаголами, говорит односложно к этому возрасту — это неблагоприятный знак, необходимо проконсультироваться у специалиста.

8. У ребёнка «каша во рту», сложно понять, что он говорит

Возраст физиологического косноязычия, когда ребёнок неправильно произносит некоторые звуки в силу недостаточно развитого артикуляционного аппарата, заканчивается к четырём годам. Если речь ребёнка неразборчива после этого возрастного этапа, то это повод обратиться за консультацией специалиста.

9. Речевые штампы

Бывает так, что ребенок удивляет всех своей богатой, развёрнутой речью. Он может даже с удовольствием «красоваться» своими монологами перед взрослыми и другими детьми. Однако в диалоге выясняется, что ребёнок затрудняется отвечать даже на простые вопросы, строить предложения, выражать свою мысль и очень быстро устает от такой беседы, переводя её на хорошо заученную тему. Это бывает, если малыш, имеющий проблемы в речевом и, как правило, мыслительном развитии, компенсирует этот недостаток хорошо развитой памятью, и декламирует (подчас довольно большие) отрывки из любимых книг, мультфильмов, песен.

Вместо заключения

Всё сказанное еще раз говорит о том, что ситуация, в которой ребёнок не говорит вообще к трём, а тем более четырём годам, является совершенно не типичной. Такая ситуация в любом случае (даже если «это у нас семейное, папа тоже не говорил до пяти» или «дедушка до семи лет вообще молчал») требует внимания профессионалов.

Случается, речь ребенка пропадает или искажается после перенесенных психотравмирующих событий, либо в рамках течения психического заболевания. Раннее выявление этих состояний также содействует оказанию своевременной помощи.

Если что-то из перечисленного замечено у ребенка, не стоит ждать «у моря погоды», теряя драгоценное время. Развивающиеся сперва как бы параллельно мышление и речь на определенной стадии (начиная с 2,5-3 лет) смыкаются и подстёгивают развитие друг друга: мышление становится речевым, а речь — всё более осмысленной. Отсюда несложно сделать вывод: не получая «поддержки» со стороны речи, мышление ребёнка задерживается на более ранней ступени развития, нежели мышление его «говорящих» сверстников. Таким образом, ребёнок, не получивший вовремя помощь и не научившийся оперировать речью, в худшем сценарии может «заработать» вторичную умственную отсталость.

Расстройства аутистического спектра у детей также могут сопровождаться задержкой речевого развития. Нередкой при аутизме является ситуация, когда у ребенка до какого-то возраста речевое развитие соответствовало возрасту или даже шло с опережением – появился лепет, первые слова, но затем навыки утрачиваются. Очень важно пройти своевременное обследование у детского психиатра для исключения и подтверждения диагноза раннего детского аутизма. Увы, в условиях детской поликлиники у врачей-психиатров очень большие нагрузки и не всегда достаточно времени и инструментов для полноценной диагностики при плановых осмотрах в 2 года. В нашем центре несколько квалифицированных врачей владеют самыми современными методиками обследования детей для раннего выявления расстройств аутистического спектра. Лучше подстраховаться и исключить наличие такого заболевания у ребенка, если же оно все-таки выявляется, то раннее начало лечебных и реабилитационных мероприятий – залог того, что ребенка удастся максимально адаптировать, развить его навыки.

Не нужно бояться визита к детскому психиатру в нашем центре. Данные обследования являются конфиденциальной информацией, ребенок не будет «поставлен на учет» и факт обращения не будет передан никуда в сторонние организации. По результатам обследования будет составлен план реабилитации ребенка, подобраны специальные методики в зависимости от установленной причины задержки речевого развития. В ряде случаев может потребоваться и лекарственное лечение, однако одни медикаменты не могут решить проблемы, «волшебной таблетки», развивающей речь, не существует. Лекарства лишь могут облегчить ребенку занятия по правильно подобранной программе.

Как должна выглядеть здоровая слюна?

Здоровая слюна взрослого человека и малыша должна быть:

  • Прозрачная;
  • Жидкая;
  • Не должна пениться;
  • Не может быть тягучей, вязкой.

Функции, выполняемые ротовой жидкостью:

  • Поддержание в организме уровня рН в нормальных переделах;
  • Предотвращение развития кариеса и зубных камней;
  • Уменьшение числа вредных микробов, а значит и предотвращает появление неприятного запаха изо рта;
  • Конечно же, процесс обработки и переваривания пищи, ведь в полости рта происходит расщепление углеводов;
  • У новорожденных также предохраняет нежную слизистую оболочку от повреждения и раздражения;
  • Очищение полости рта от остатков пищи;
  • Именно липаза, находящаяся в полости рта, помогает в грудном возрасте лучше усваивать молоко, вот от чего слюноотделение такое обильное;
  • Также она активно участвует в формировании вкусовых ощущений.

Возрастная проблема

Дошколята обычно не страдают постоянным сосанием языка. Но иногда могут обзавестись такой привычкой, вытаскивать его, жевать. И если ребёнок уже давно отлучён от соски или рожка, то эту привычку нужно искоренять.

Школьники часто сосут язык от излишнего усердия при выполнении уроков или какого-нибудь серьёзного поручения. Если это случается редко, отмечаются лишь единичные случаи, то беспокоиться не стоит. Не нужно его ругать за это. Если сосать язык ребёнок продолжает по привычке, которая не была искоренена в детстве, в этом случае от неё надо отучать, но весьма аккуратно.

Прежде всего, стоит обратить внимание на ситуацию, в которой ребёнок сосёт язык – он чем-то занят или расслаблен, нервничает или спокоен, собирается спать или бодрствует. И когда он вновь обратится к своей вредной привычке, не нужно об этом говорить, акцентировать внимание, ругать, упрекать ребёнка. Достаточно его отвлечь, направить внимание на что-то интересное, необычное. Главное – проводить искоренение вредной привычки с позитивным настроем, чтобы ребёнок прощался с ней с удовольствием, неосознанно понимая её бесполезность. Это применимо к борьбе не только с сосанием языка, но и с любой вредной привычкой.

Поделиться статьей с друзьями можно через соц. сети:

Психологические причины

  1. Малышу может испытывать недостаток родительского внимания, и он так старается сам себя забавлять и успокаивать. Помогает в этом случае забота и любовь родителей. Нужно больше внимания проявлять к малышу, занимать его увлекательными играми, давать ему больше возможностей общаться и играть с одногодками. Следует его постоянно чем-нибудь занимать, чтобы он не хандрил и постоянно чем-нибудь занимался. Так у него совсем не будет отвлекаться на вредные привычки.
  2. Малыш так может выражать тревогу, волнение, беспокойство и старается их чем-то компенсировать. Ему явно не хватает ласки и приятных впечатлений. Надо избавить его от стрессовых ситуаций, чтобы они не привели к затяжной депрессии. Для этого сгодятся любые средства, способные создать позитивное настроение. Не стоит его постоянно ругать, наоборот, нужно его морально подбадривать. Со временем тяга к сосанию языка уменьшится. Но это произойдёт не сразу.

Вы можете пройти бесплатную диагностику и получить бесплатную консультацию

Врач-ортодонт даст медицинское заключение: вам лучше подходят брекеты, виниры или элайнеры

Очень часто случается ситуация, когда младенец после двух месяцев жизни начинает пускать пузыри и слюни. Ротик зачастую оказывается влажным. Обеспокоенные мамы и папы тут же пускаются искать информацию по знакомым и форумам, советоваться со специалистами, нервничать и беспокоиться, а не заболела ли их кроха. Обеспокоенная семья ищет причины в возможных нарушениях работы внутренних органов. Успокойтесь, дорогие папы и мамы. Это не повод паниковать.

Помощь и профилактика

Повязывайте подвязку-слюнявчик, ткань впитает в себя всю жидкость, а кожа шеи и груди останется сухой.

Очень важно проследить за тем, чтобы ребёнок, лежа на спине, не подавился и не захлебнулся. В таком случае вы можете услышать, как он хрипит и кашляет. Во избежание этих неприятностей, лучше класть малыша на бок или на живот, использовать не слишком высокую подушку. Таким образом, вся жидкость просто стечёт вниз и не нанесёт вреда.

Также существенную подмогу вам окажет пустышка. С ней гораздо легче будет проглатывать жидкость.

Когда отделение будет повышено в связи с прорезыванием зубок, необходимо сделать ему массаж дёсен, чтобы унять зуд и неприятные ощущения. Легонько нажимайте на те места, где наметились первые зубки.

Как развить сосательный рефлекс?

Развитие рефлекса требует лечения в стационаре и обязательного контроля со стороны специалистов (неонатолога и невролога). Длительность восстановления сосательного рефлекса зависит от первопричины его слабости и индивидуальных особенностей новорожденного.

Ребенок, рожденный раньше срока, имеет малый вес, недостаточно развитые головной мозг, легкие, другие органы и системы. Сосательный рефлекс у таких деток ослаблен или полностью отсутствует вследствие недоразвития мышц лица. Недоношенные малыши требуют особого подхода к питанию:

  • При глубокой недоношенности дети получают парентеральное питание (введение раствора глюкозы через капельницу). В дальнейшем кормление грудным молоком проводится с применением зонда.
  • Когда мышцы, отвечающие за глотание и сосание, сформировались в полном объеме, ребенка кормят их бутылочки не менее 10 раз в сутки, чтобы развить сосательный рефлекс.
  • Как только рефлекс достаточно развился, подключают кормление грудью. Сначала чередуют прикладывания к груди с кормлением из бутылочки, затем постепенно переходят на грудное вскармливание.

Восстановить рефлекс в случае его частичной несформированности поможет следующее:

  • докармливание ребенка сцеженным молоком из ложечки или бутылочки;
  • кормление каждые 2-2,5 часа;
  • использование пустышки;
  • проведение массажа лица перед кормлением (при поражении лицевого нерва).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]